На территории Республики Бурятия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) сформировано 286 муниципальных образований, в том числе 2 городских округа, 21 муниципальный район, 16 городских поселений и 247 сельских поселений.
С 1 сентября 2005 года территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
Устав муниципального образования составляет правовую основу местного самоуправления и обладает высшей юридической силой в системе муниципальных актов, является «своеобразной малой Конституцией для муниципального образования», определяет статус муниципального образования, структуру органов местного самоуправления, распределение полномочий между органами местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования. В соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты.
Для устава муниципального образования государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку согласно части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) устав муниципального образования вступает в силу только после его государственной регистрации и опубликования (обнародования).
В соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на территории Республики Бурятия осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – Управление).
Основными актами, регламентирующими процедуру регистрации уставов муниципальных образований являются:
— Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон №97-ФЗ);
приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
— от 01.02.2017 №9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»;
— от 20.05.2021 №79 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления».
По результатам рассмотрения документов в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона №97-ФЗ Управлением возвращено 27 муниципальных правовых актов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года данный показатель сохранился примерно на одном уровне (22).
Основными причинами возврата документов главам муниципальных образований традиционно являлись:
— представление неполного перечня документов, предусмотренного ст. 3 Федерального закона №97-ФЗ;
— представление документов, не соответствующих требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона №97-ФЗ;
— отзыв документов главой муниципального образования до принятия решения об их государственной регистрации (ч. 6 статьи 3 Федерального закона №131-ФЗ).
Отказы в государственной регистрации не выносились, поскольку Управлением уделяется большое внимание оказанию методической помощи органам местного самоуправления при подготовке проектов уставов, муниципальных правовых актов.
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при направлении документов на государственную регистрацию можно назвать:
во-первых, несвоевременное реагирование органов местного самоуправления на динамично изменяющееся федеральное законодательство;
во-вторых, территориальная удаленность отдельных муниципальных образований. Имеются муниципальные образования, в которых есть проблемы с доступом к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе сети «Интернет». Соответственно, органы местного самоуправления таких муниципальных образований не имеют доступ к последним изменениям федерального и республиканского законодательства.
в-третьих, в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия зачастую отсутствуют лица, имеющие юридическое образование, что затрудняет взаимодействие между сотрудниками Управления и органами местного самоуправления.