Управлением Росреестра по Республике Бурятия за 9 месяцев 2022 года зарегистрировано свыше 21,8 тыс. прав, возникших на основании договоров купли-продажи жилой недвижимости. Отметим, в аналогичном периоде предыдущего года оформлено около 19 тыс. сделок.
На основные вопросы, связанные с приобретением вторичного жилья отвечает начальник отдела государственной регистрации недвижимости Дорина Хутакова.
Что нужно сделать в первую очередь?
Сам процесс приобретения жилья начинается с подготовки пакета документов продавцом. Покупатель в первую очередь должен убедиться, что продавец квартиры является ее законным собственником.
Основным документом, подтверждающим право собственности, является выписка из ЕГРН.
Если у продавца нет свежей выписки из ЕГРН, то покупатель может запросить ее самостоятельно на сайте Росреестра или на портале Госуслуг.
Отметим, выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости позволит проследить историю всех операций с объектом недвижимости. Например, как часто менялись собственники квартиры и какие сделки с ней совершались ранее. А также узнать, какие сведения о квартире содержатся в ЕГРН – не относится ли квартира к аварийному жилью, имеются ли у продавца ограничения (обременения) его прав.
К документам, которые подтверждают право на жилье, относятся:
— договор купли-продажи, по которому ранее квартира приобреталась;
— свидетельство о праве на наследство;
— договор дарения;
— иной документ, свидетельствующий о возникновении права собственности продавца.
На что обратить внимание?
Важно проверить, была ли в квартире перепланировка. Для этого покупатель должен попросить у продавца технический паспорт. Надо, чтобы все изменения в квартире были узаконены. Если этого не было сделано, то после покупки квартиры новому собственнику придется делать это самостоятельно и за свой счет.
В случае, если на момент приобретения недвижимости продавец состоял в браке, требуйте согласие супруга.
Также, если от имени продавца выступает представитель, проверьте наличие у него нотариально удостоверенной доверенности и полноту его полномочий.
Если среди собственников продаваемой квартиры есть несовершеннолетние или лица, находящиеся под опекой и попечительством (совершеннолетние недееспособные, признанные ограниченно дееспособными граждане), необходимо запросить разрешение органов опеки и попечительства на заключение договора купли-продажи. Кроме того, такой договор купли-продажи подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
Обязательно нужно обращаться к нотариусу и в случае, если приобретается только доля в праве долевой собственности на жилье.
Если в продаваемой квартире кто-то прописан, стоит заранее урегулировать с покупателем вопрос о сроках их снятия с регистрационного учета.
Как подать документы?
Документы на регистрацию права собственности можно подать:
— в электронном виде (если у сторон есть усиленные квалифицированные электронные подписи (УКЭП)) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра. Получить УКЭП можно в филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (г. Улан-Удэ, ул. Ленина д. 55);
— через нотариуса (за отдельную плату). В случае, если от продавца действует представитель по доверенности, то в ЕГРН должна содержаться отметка о возможности предоставления заявления и документов в Росреестр в электронном виде с использованием УКЭП, а также отсутствовать отметка о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без личного участия правообладателя (его законного представителя);
— в бумажном виде при личном визите в Многофункциональный центр, в том числе платный выездной прием;
— в бумажном виде при платном выездном приеме в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ.